Порядок разбора синтаксических единиц
Словосочетание
1. Определить главное и зависимое слова, выделить главное, от него поставить вопрос к зависимому.
2. Определить вид словосочетания по главному слову: именное, глагольное, наречное.
3. Определить вид синтаксической связи: согласование, управление, примыкание.
Простое предложение
1. Выполнить разбор по членам предложения: подчеркнуть все члены предложения, определить, чем (словом какой частью речи) они выражены.
2. Дать характеристику по цели высказывания:
- повествовательное
- вопросительное
- побудительное
3. Дать характеристику по выражаемым эмоциям и интонации:
- невосклицательное
- восклицательное
4. Определить количество грамматических основ и определить тип предложения по их количеству:
5. Дать характеристику по наличию главных членов:
-
- двусоставное
- односоставное
а)односоставное с главным членом подлежащим: назывное
б)односоставное с главным членом сказуемым: определённо-личное, неопределённо- личное, обобщённо-личное, безличное
6. Дать характеристику по наличию второстепенных членов:
- распространённое
- нераспространённое
7. Дать характеристику по полноте (наличию членов предложения, необходимых по смыслу):
8. Определить наличие осложняющих компонентов:
-
- неосложнённое
- осложнённое:
а) однородными членами предложения
б) обособленными членами: определением (согласованным – несогласованным), дополнением, обстоятельством
в) вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями
г) обращением
д) конструкции с прямой речью или цитированием
Примечание:
При выражении обособлений причастными и деепричастными оборотами, а также сравнительными конструкциями, охарактеризовать, чем именно выражено обособление
Сложное предложение
1. Как и в простом предложении, определить члены предложения.
2. Как и в простом предложении, дать характеристику по цели высказывания:
- повествовательное
- вопросительное
- побудительное
3. Как и в простом предложении, дать характеристику по выражаемым эмоциям и интонации:
- невосклицательное
- восклицательное
4. По количеству грамматических основ (более одной), определить, что предложение сложное.
5. Определить тип синтаксической связи между частями сложного предложения:
- с союзной связью
- с бессоюзной связью
- с сочетанием союзной и бессоюзной связи
6. Определить тип сложного предложения и средства связи:
- сложносочинённое (с соединительными союзами: соединительными, разделительными, противительными, присоединительными, пояснительными или градационными )
- сложноподчинённое (c подчинительными союзами: временными, причинными, условными, целевыми, следствия, уступительными, сравнительными и изъяснительными, а также союзными словами)
- бессоюзное (связь по смыслу, выраженная интонационно)
7. Определить вид сложного предложения (например: сложноподчинённое с придаточным изъяснительным).
8. Далее характеризуется каждая часть сложного предложения (по схеме простого предложения – см. схему разбора простого предложения, пп. 5-8)
9. Составить схему сложного предложения, отражающую
- количество частей
- связи частей
- союзные средства связи
|